Учебный план доп.образования

Отдел образования Сердобского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Сердобска
Принят
на педагогическом совете
протокол № 1 от 30.09.24 г
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 7A154D8D19F59A76F55071A0E383C1EC
Владелец: Уютова Светлана Юрьевна
Действителен: с 16.02.2024 до 11.05.2025

Утвержден
Директор
МОУ СОШ №1
г. Сердобска
___С.Ю. Уютова
Приказ № 137 от 30.09.24г

Учебный план
дополнительного образования
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1
г. Сердобска
на 2024-2025 учебный год

Сердобский район 2024г.

2
Пояснительная записка к учебному плану
на 2024– 2025 учебный год
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного
процесса, оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и
развитие личности ребенка. Дополнительное образование детей - это «зона ближайшего
развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в
соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет
обеспечить условия лидерских качеств, развития социального творчества, формирования
социальных компетенций.
На сегодняшний день МОУ СОШ №1 г.Сердобска эффективно внедряет социальнопедагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы учреждения
максимально учитывают потребности социума. Следствием этого является накопление детьми
опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самооценки личности,
осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным
аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к
изменяющимся условиям жизни. МОУ СОШ №1 г.Сердобска предоставляет возможность
более 140 обучающимся заниматься разнообразными видами деятельности в объединениях
следующих направленностей: физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной, туристскокраеведческой.
Учебный план МОУ СОШ №1 г.Сердобска составлен с целью организации образовательного
процесса в школе на следующих принципах:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения
полноценного дополнительного образования;
- достижение современного качества дополнительного образования;
- свободный выбор ребенком сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития:
-воспитание гражданственности, уважения к правам человека, уважения к культурным
традициям в условиях многонационального государства.
Учебный план МОУ СОШ №1 разработан в соответствии:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (пункт 3 части 1
статьи 34, часть 4 статьи 45, часть 11 статьи 13);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196«Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от28.09.2020года №28, а
Программа принята и утверждена от 31.08.2020
- Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования» детей и взрослых»,
утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 №298а.
07.12.2018 г. №3;
- Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по
национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №3;
-Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года №678-р, от 31.03.2022 г.

3
- Муниципальными правовыми актами;
- Уставом, нормативными документами и локальными актами МОУ СОШ №1 г.Сердобска.
Дополнительные общеразвивающие программы разработаны педагогами с учетом
требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению
дополнительных образовательных программ. Дополнительные образовательные программы
созданы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей
учащихся.
1.1.

Концептуальная основа дополнительного образования

Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему
знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовыватьсобственные
способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетаниевидов досуга с
различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и
навыки в опоре на основное образование. При организации дополнительного образования детей
школа опирается наследующиеприоритетные принципы:

- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;
- принцип вариативности;
- принцип гуманизации и индивидуализации;
- принцип добровольности;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип творчества;
- принцип разновозрастного единства;
- принцип открытости системы

Функции дополнительного образования:
образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
общеразвивающим программам, получение им новых знаний;
воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения,
формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из
которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиальную ориентацию.
интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимыхформах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Работа в объединениях по интересам – это одна из форм профессиональной ориентации, так
как задачей профессиональной подготовки является развитие широкого спектра

4
познавательных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей
профессиональной деятельности.
1.2.

Целевое назначение программы

Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МОУ СОШ №1
г.Сердобска соответствуют Концепции развития дополнительного образования учащихся.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для удовлетворения
разнообразных интересов обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, а также развития личности,
творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность, способной
адаптироваться к изменяющимся условиям
через реализацию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.

Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
- Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании, в том
числе детей с ОВЗ;
- формировать условия для создания единого образовательного пространства;
- развитие творческого потенциала личности и формирование новогосоциального опыта;
- воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов;
- сохранение психическое и физическое здоровья обучающихся;
- ориентация обучающихся на культивирование здорового образа жизни;
- формирование у обучающихся устойчивости к асоциальным явлениям, пропаганда ЗОЖ.
Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность
обучающихся в различных областях, а также в ее современности и практической
направленности.
Учебный план дополнительного образования основан на Программах дополнительного
образования, аккумулирующих в образовательной организации. Все дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы содержат пояснительную записку, в
которой отражены ее отличительные особенности, возраст учащихся, участвующих в
реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы,
сроки реализации, этапы развития, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы
подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования, смотры, творческие отчеты в системе
дополнительного образования).
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям. На занятиях педагоги дополнительного образования используют
современные образовательные технологии, которые отражены в принципах, представленных
выше.
Учебно-тематический план каждой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме
с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности.
Уровень дополнительного образования рассчитан на учащихся средней, старшей школы.
Учебный план по дополнительному образованию составлен с учетом условий обучения детей
позволяющий не допускать перегрузок обучающихся:
 рациональное распределение учебной нагрузки и отдыха, согласно требованиям;
 дозирование объема заданий.
Учебный план рассчитан на шестидневную рабочую неделю.
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ направлено
на:
- создание условий для развития личности ребенка, в том числе и с ОВЗ;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;

5
-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Особенностями системы дополнительного образования в школе являются:
- воспитание ребенка с акцентом на развитие его природных задатков, возможностей,
способностей;
- внедрение демократического стиля общения между взрослыми и детьми через сотрудничество
и сотворчество;
- выявление творческих способностей у детей и дальнейшее ее развитие;
- внедрение в жизнь детей деятельностных форм в постижении новых знаний, умений и
навыков в различных образовательных сферах.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы содержат программнопредметные курсы, дифференцированные по уровням обучения:: познавательного,
углубленного, практико- ориентированный.
Наполняемость групп определяется согласно Устава МОУ СОШ №1 г.Сердобска, правилами и
нормами Сан ПиН : 1 год обучения не менее 15 человек.
Занятия в объединениях проводятся: 1 года обучения 1 раз в неделю по 2 часа -72 часа.
Продолжительность 1 часа занятий – 45 минут.
В структуре плана выделяются три части:
 основная часть обеспечивает приобщение к деятельности в области конкретного,
заинтересовавшего их предмета;
 вариативная часть;
 региональный компонент.
Все эти части плана взаимосвязаны и дополняют друг друга.
На основе выделенных достижений и склонностей детей происходит дифференциация
содержания занятий, как в основной, так и в вариативной части. Вариативная часть может
включать материал по различным направлениям деятельности детей, выходящей за рамки
основного курса.
Всего программ – 9.
В программном обеспечении широко используется технология деятельностного подхода в
обучении. Реализация деятельностной основы – это педагогические технологии,
способствующие усвоению детьми знаний с практическим их применением. Большинство
педагогов используют в учебном процессе современные образовательные технологии:
развивающее, разноуровневое обучение, исследовательский метод, технологии обучения в
сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии требуют от
воспитанников не репродуктивного усвоения тех или иных знаний, а творческого
исследовательского подхода к деятельности.
Дополнительные образовательные программы, реализуемые в учреждении, используют
межпредметные связи, позволяющие всесторонне изучать преподаваемые дисциплины,
расширяя и углубляя знания школьного материала, что способствует повышению мотивации
воспитанников к учебно-познавательной деятельности.

Адресность программы.
С учетом территориального расположения образовательного учреждения МОУ
СОШ №1 г.Сердобска дополнительная общеобразовательная программа ориентирована на
удовлетворение, как желания родителей (законных представителей), так и детей,
посещающих образовательное учреждение.
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей в возрасте от 10
до 17 лет, в том числе детей с ОВЗ в их свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в
объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного
выбора детьми дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,

6
реализуемых в образовательном учреждении. Деятельность по организации дополнительного
образования детей осуществляется на основе Дополнительной общеобразовательной
программы и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагогов.
Деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастныхгруппах
объединений по интересам (клубы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.
Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и требований СанПиН
2.4.4.1251-03.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в
учреждении. При реализации программ используются различные образовательные
технологии.
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
 спортивные соревнования
 открытые занятия для преподавателей и родителей
 показательные выступления
 смотры, парады
 организация экскурсий
Учебный план 2024-2025 учебного года предусматривает занятия с учащимися МОУ СОШ
№1 г.Сердобска в объединениях:
Физкультурно-спортивная направленность в 2024-2025 учебном году представлена
следующим программным курсом:
1. ШСК «Импульс» - срок реализации 1 год, возраст детей 13-17 лет, программный курс
обучения представлен базовым уровнем – 72 часа.
Социально- гуманитарная направленность в 2024-2025 учебном году представлена
следующими программными курсами:
1.« Юнармеец»- срок реализации 1 год, возраст детей 11-14 лет. Программный курс
представлен базовым уровнем 72 часов.
2.« Ты в кадре»- срок реализации 1 год, возраст детей 14-15 лет. Программный курс
представлен базовым уровнем 72 часа.
3. «Я выбираю профессию» срок реализации 1 год, возраст детей 14-15 лет. Программный
курс представлен базовым уровнем 72 часа.
4. «Я волонтер» срок реализации 1 год, возраст детей 12-17 лет. Программный курс
представлен стартовым уровнем 72 часа.
5. «Школа актива» срок реализации 1 год, возраст детей 12-17 лет. Программный курс
представлен базовым уровнем 72 часа.
6. «Я могу» срок реализации 1 год, возраст детей 10-16 лет. Программный курс представлен
стартовым уровнем 72 часа.
«Туристко-краеведческая» направленность в 2024-2025 учебном году представлена
следующим программным курсом:
1.«Школьный музей» - срок реализации 1 год, возраст детей 13-14 лет. Программный курс
года обучения представлен базовым уровнем 72 часа.
« Интеллектуальная» направленность в 2024-2025 учебном году представлена следующим
программным курсом:
1.«Физика для всех» - срок реализации 1 год, возраст детей 12-13 лет. Программный курс года
обучения представлен стартовым уровнем 72 часа.

7
Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления
образовательной деятельности. Здание школы оснащено современными системами
жизнеобеспечения: автономным отоплением, горячей и холодной водой. Территория
школы оборудована наружным освещением, видеонаблюдением, пешеходными
дорожками, подъездными путями, ограждением. Для предотвращения чрезвычайных
ситуаций в школе имеется кнопка тревожной сигнализации с использованием каналов
сотовой связи, автоматическая пожарная сигнализация (АПС), оборудование,
обеспечивающее бесперебойную работу систем передачи извещений о пожаре с выводом
на дежурно- диспетчерскую службу РосГвардии г. Сердобска.
Здание школы, набор и размещение помещений для осуществления образовательной
деятельности, активной деятельности, отдыха, питания обучающихся, их площадь,
освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных
зон и зон для индивидуальных занятий соответствуют государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивают возможность безопасной и
комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех
участников образовательных отношений.
В соответствии с требованиями ФГОС в школе имеются и/или создаются необходимые
для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности.
В кабинетах повышенной опасности имеются средства пожаротушения, аптечки для
оказания первой медицинской помощи, информационные стенды в вестибюлях школы по
профилактике ДТП, противопожарной безопасности.
Имеются спортивный зал, открытая спортивная плоскостная площадка, уличная тренажерная
зона и различные уличные игровые зоны а также компьютерный класс и интерактивные доски в
каждом кабинете.
В учебной и внеурочной деятельности используются традиционные и современные
технические средства обучения, оргтехника. Имеющаяся компьютерная техника
используется полифункционально: компьютеры установлены в учебных кабинетах
разного цикла предметов.

Физкультурно- спортивная направленность
Объединение
№

1.

Ф.И.О.
педагога

Дополнитель
Денисюк
ная
Екатерина
общеобразова Андреевна
тельная
общеразвива
ющая
программа
ШСК
«Импульс»
Основной курс

Программнопредметные
курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительны
базовый
углубленный
й
1 2
3 4
1
2
3
4
1
2
3
4

Груп
п
1

Всего
Кол-во
часов
2

2/2

2

2

72

2

144

1. Техническая
подготовка
2. Тактическая
подготовка
3.ОФП

Вариативный
курс
Всего

144

9
Интеллектуальная направленность
Объединение
№

Ф.И.О.
Педагога

Программнопредметные
курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный
1

2.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Физика и мы»
Основной курс
Вариативный курс
Всего

Шохина 1. 1. Механика.
Наталья 2. 2.Тепловая физика
Владимир3. 3.Физика в быту
овна

2

3

4

1
2/1

72

2

3

4

1

2

3

4

Всего
Групп Кол-во
часов
1
2
1

72

72

72

10
Социально-гуманитарная направленность
Объединение
№

Ф.И.О.
Педагога

Программнопредметные
курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный
1

3.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Юнармеец»

Основной курс
Вариативный курс
Всего

Рачков 4.
Алексей
5.
Александр
ович

1. Юнармеец - законы
жизни.
2.Военная история
страны.
3. Отечество мое –
Россия.
4.Летопись родного
края.

2

3

4

1
2/1

72

2

3

4

1

2

3

4

Всего
Групп Кол-во
часов
1
3
1

72

72

72

11
№
п/п

Объединение

Ф.И.О.
Педагога

Программнопредметные курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный

1
4.

Назарова
Дополнительная
Оксана
общеобразовательная Вячеславовна
общеразвивающая
программа
«Ты в кадре»

2

3

4

1.Основы
журналистики и
медиодеятельности.
2.Основы
видеосьемки..
3.культура и
техника речи.
4.Мой проект.

Основной курс
Вариативный курс
Всего
№
п/п

Объединение

4

1

2

3

4

72
72

Ф.И.О.
Педагога

Разумова
Дополнительная
Надежда
общеобразовательная Владимировна
общеразвивающая
программа
«Я выбираю
профессию»
Основной курс
Вариативный курс
Всего

3

72

Программнопредметные курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный

1
5.

1
2
2/1

Всего
Групп Колво
Часов
1
2
1
72

1. Анализ
профессий.
2 Характер и моя
будущая карьера.
3 Плюс-минусинтересно.

2

3

4

1
2
2/1

72

3

4

1

2

3

4

Всего
Групп Колво
Часов
1
2
1
72

72
72

12
№
п/п

Объединение

Ф.И.О.
Педагога

Программнопредметные курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный

1
6.

Масленкова
Дополнительная
Наталья
общеобразовательная Николаевна
общеразвивающая
программа
«Я волонтер»

2

3

4

1.Мое имя и
фамилии.
2.Семейные
традиции.
3.Дружба.
4.Моя родина
Сердобск.

Основной курс
Вариативный курс
Всего
№
п/п

Объединение

4

1

2

3

4

72
72

Ф.И.О.
Педагога

Алайцева
Дополнительная
Виктория
общеобразовательная Павловна
общеразвивающая
программа
«Школа актива»
Основной курс
Вариативный курс
Всего

3

72

Программнопредметные курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный

1
7.

1
2
2/1

Всего
Групп Колво
Часов
1
2
1
72

1.Формула успеха.
2.Организаторская
техника лидера.
3.Самоуправлени.
4.Общение.

2

3

4

1
2
2/3

72

3

4

1

2

3

4

Всего
Групп Колво
Часов
1
2
3
216

216
216

13
№
п/п

Объединение

Ф.И.О.
Педагога

Программнопредметные курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный

1
8.

Коптева
Дополнительная
Наталья
общеобразовательная Ивановна
общеразвивающая
программа
«Я могу»

2

3

4

1.Психические
процессы.
2.Способности.
3.Темперамент.
4.Формула успеха.

Основной курс
Вариативный курс
Всего

1
2
2/2

3

4

1

2

3

4

72

Всего
Групп Колво
Часов
1
2
2
144

144
144

«Туристко-краеведческая» направленность
№
п/п

Объединение

Ф.И.О.
Педагога

Программнопредметные курсы

Количество часов по уровням обучения
ознакомительный
базовый
углубленный

1
9.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Школьный
музей»
Основной курс
Вариативный курс
Всего

Щербакова
Вера Петровна

1.Основы
музееведения.
2. Школа юного
экскурсовода.

2

3

4

1
2
2/1

72

3

4

1

2

3

4

Всего
Групп Колво
Часов
1
2
1
72

72
72

14

Система представления результатов обучающихся.
 участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного, муниципального,
регионального уровня;

 итоговые выставки творческих работ;
 презентации результатов работы объединений на итоговом общешкольном родительском
собрании;

Оценочные материалы
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом
процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по
программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что
создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого
обучающегося. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов
образовательной

деятельности

обучающихся

достаточно

четко

определен,

в

дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у
педагогов.
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с
общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся. В каждой ДООП имеются
контрольно-измерительные результаты и описаны методики (оценки) эффективности
результативности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».